В Тутаеве, на территории опережающего развития, ждет спуска на воду катер, не имеющий аналогов в ярославском судостроении. Корпус его монолитен и целиком сделан из… полиэтилена.
От дизеля – к катеру
Рынок дизельных двигателей довольно широк. Поэтому ярославское дизелестроение давно разделилось по «экологическим нишам». Большие заводы реализуют спрос на типовые двигатели для транспорта, предприятия поменьше осваивают «штучные» агрегаты для других отраслей.
– В свое время наши партнеры из компании «Scania» порекомендовали нам обратить внимание на рынок судовых дизелей, – рассказывает генеральный директор «Компании Дизель» Андрей Шепеляев. – Причем речь шла не только о двигателях главного хода. На судах широко применяются те же дизель-генераторы или вспомогательные двигатели. Мы стали российскими представителями шведских подвесных дизелей «ОXE», принялись разрабатывать и собственные, но… Довольно быстро выяснилось, что спрос на судовые двигатели сам по себе довольно невысок. Потребитель предпочитает готовые решения.
В результате исследований потребительского рынка было решено заняться производством маломерных судов из полиэтилена низкого давления. Ниша эта довольно обширна, но предложение только набирает силу.
– Компания планирует активное продвижение этой продукции на экспорт. В помощь готовы предложить для этого различные инструменты, предусмотренные национальным проектом «Международная кооперация и экспорт», – отметил заместитель председателя правительства области Максим Авдеев. – Выпускать катера будут в том числе и на территории опережающего развития «Тутаев».
Первая ласточка
Здесь, естественно, не может не возникнуть вопрос: как из этого материала, который больше всего ассоциируется с пакетами и пленками для парников, можно соорудить что-то большее, нежели детские игрушки?
– Конечно, сверхбыстроходную лодку из полиэтилена не сварить, – уточнил директор предприятия. – Поскольку он тяжелее карбона и алюминия. Но далеко не всегда потребителю нужна скорость. Когда в приоритет выходит надежность, полиэтилен становится очень конкурентоспособным материалом. Прежде всего он абсолютно инертен химически и биологически. То есть не обрастает ракушками, не подвержен воздействию микроорганизмов, не ржавеет, не гниет. Кроме того, он обладает положительной плавучестью, но, в отличие от дерева, не нуждается в покраске и защите от действия воды. Это позволяет нам использовать материал практически любой толщины, в зависимости от пожеланий заказчика по прочности будущего судна без ущерба для его грузоподъемности. Единственное требование – защита полиэтилена от ультрафиолета, но даже в этом случае он получается дешевле, чем другие материалы, используемые в судостроении.
Первый заказ на подобное судно пришел от ГУ МЧС России по Ярославской области. И это совершенно понятно – здесь надежность важнее всех остальных параметров. Спасатели редко работают в идеальных условиях. Чаще им приходится проводить спасательные операции ранней весной или поздней осенью. Для судна из полиэтилена совершенно не страшны льдины, топляки и прочие «подарки», на которые наши водоемы так богаты во время половодья. И не зря спасатели до сих пор предпочитали суда на воздушной подушке, которые находятся в воде только при швартовке, а работают «с воздуха». Вот только эксплуатация таких судов – дело недешевое.
«Полиэтиленовый» катер представляет здесь весьма неплохую альтернативу. На нем спасатели не станут спасаемыми, даже если на полном ходу въедут в серьезное препятствие.
– Сегодня, когда монтаж корпуса судна практически закончен, мы больше внимания уделяем пассивной безопасности экипажа и пассажиров, – отметил руководитель технического департамента компании Алексей Баранов. – В том, что его корпус непробиваем в принципе ни одним из препятствий, с которым он может столкнуться в наших водах, мы уверены. Но само сотрясение судна, движущегося на максимальной скорости, становится опасным для находящихся внутри членов экипажа и спасаемых. Поэтому оно оснащается специальными креслами, ведутся работы по подбору внутренней обшивки, просчитывается эргономика внутреннего интерьера.
Нужно отметить, что катер в полной комплектации будет весить до трех с половиной тонн. Вместимость – до шести человек. Максимальная скорость, кстати, тоже «не детская» – 35 узлов, что в переводе на сухопутные единицы составляет почти 65 километров в час. Обеспечивается этот запас хода двумя подвесными шведскими дизелями. А в принципе на такие суда может ставиться и стационарный двигатель. Правда, во всей красе перед заказчиком катер пока еще не предстал – часть внутреннего убранства, иллюминаторы и вся хитрая начинка вроде эхолотов и приборов ночного видения находится еще только в стадии монтажа.
– Для производства такого катера необходим фрезер ЧПУ и несколько сварочных экструдеров, – пояснил Алексей Баранов. – Бригада в составе 5-6 человек управляется с монтажом корпуса за один-два месяца. Срок зависит от сложности заказа, но с выходом на более или менее серийное производство он может быть и уменьшен. Сегодня пока сложно говорить о количестве рабочих мест, которое мы сможем создать, поскольку еще не вполне понятно, каков будет спрос. Но сама по себе технология находится на подъеме и крайне востребована не только в России, но и за рубежом.
Не пакетами едиными
В принципе достаточно просто посмотреть на переборки нового катера и потрогать их руками, чтобы развеялась большая часть сомнений касательно состоятельности полиэтилена низкого давления в качестве материала для маломерных судов. Даже поцарапать его чем-то металлическим – дело весьма затруднительное.
Попытки сломать любую деталь вообще обречены. Алексей Баранов рассказал, что во время испытаний два листа полиэтилена, сваренных между собой, выдержали нагрузку на разрыв в 7 тонн!
А на изгиб и скручивание его даже испытывать бесполезно: он может при определенных условиях утратить часть прочностных характеристик, но полностью не развалится. То есть худо-бедно, а такой катер до швартовки доберется.
Впрочем, конструкция корпусов просчитывается таким образом, чтобы усилить их именно в тех местах, где вероятность таких деформаций наиболее велика.
Именно поэтому, изучая корпус будущего «спасателя», приходишь в состояние некоторого недоумения. С одной стороны, реальный корабль, с другой – ни привычных заклепок, ни болтов, ни даже заметного следа сварочных работ. Он производит такое впечатление, словно его выточили из одного цельного куска пластика.
Конечно, у этого материала имеется своя специфика. К примеру, для создания катеров и лодок используется только первичный полиэтилен – восстановленный не годится. Но зато и утилизируется такой корпус полностью – полученные из него полиэтиленовые гранулы применяют для создания строительных конструкций, ремонта дорог, в легкой промышленности.
Еще такой корабль нельзя красить – это «оборотная сторона» того самого качества полиэтилена, который позволяет ему оставаться чистым даже в условиях максимальной биологической нагрузки, но… имеет ли это смысл? Полиэтилену, из которого делаются суда, можно придать любой оттенок, но главное назначение ярославских полиэтиленовых катеров – работа. Тут строгая «родная» черно-белая гамма, скорее всего, наиболее уместна.
Оригинал статьи: https://yarreg.ru/articles/cherno-belyy-kater-rabotyaga/